4 этап мототрипа. Абхазия.

Публикация 19/09/2015 18:49 от Максим Сенчило   |

Дорога была ещё худшей, чем мы ехали к родным. Ведь этот раз мы ехали через Шаумянский перевал. Летом пылевая завеса стоит не только над самим перевалом, но, наверное и над всем селом Шаумян. О, как долго это всё длилось, я опять шла пешочком. Высота перевала не очень то и большая, всего 512 м над уровнем моря, а длина дороги около 3 км до самой вершины, а с горочки км 4. Но казалось, что это была безумное расстояние. Даже мотоциклу было очень тяжело. Во-первых нету асфальта, все посыпано гравийкой, а во-вторых, как мы уже узнали позже, для него не хватало кислорода, и он просто не мог ехать дальше.

В этом районе было все запилено, и деревья, и машины и даже я))). И тут, на середине дороги вверх, возле меня останавливается автомобиль, это была замужняя пара, у которых в этом райончике находилась дача, и они предлагали помощь, хотели подкинуть меня на вершины. Но как я поеду с посторонними людьми, да ещё и без ведома Максима. Ведь он уже оторвался от меня, и был метров 100 впереди. А за тем они и возле него остановились. Макс согласился, мы уже скинули им все вещи с мотоцикла и меня к ним в машину.

Подвезли они меня на самую верхушку перевала. Здесь был памятник с надписью: '' Кто к нам с мечем придет — тот от меча погибнет'' . Этой паре мы были очень благодарны. Макса я ещё ждала где-то пол часа. Я так уже начала переживать, что даже останавливала проезжих машин и спрашивала на счет своего мотоциклиста: '' а видели ли, а что он делал и тд. '' . Во время его ожидания у меня произошли несколько знакомств на этой горе — первым из которых был '' хозяин'' самой горы, очень чудной мужчина, эту должность он придумал себе сам. Он был одет в брюках и тельняшке. Когда увидел у меня фотоаппарат, он просил чтобы я фотографировала его, и снимала на видео, чтобы потом выложить его в интернет. И что он делал на видео — подошел к родниковому озерцу, снял с себя тельняшку, и со словами '' нас мало, но мы в тельняшках'' , упал пластом в воду. После этого случая я познакомилась с продавщицей магазина, армянка, она говорила мне, чтобы я с ним не разговаривала, и сама она делала точно также. Но всё же наблюдала за его действиями и даже не удивлялась ничему, привыкла наверное. Ну и самым интересным персонажем был верблюд, по имени Туман. Рядом с ним стояла табличка '' Фото 100 рублей '' . Ну я и думаю — так как денег у меня нету, нужно искать выход с ситуации. Туман был хорошеньким. Мне было совсем не понятно как он вообще попал на эту гору, наверное его ребёнком сюда ещё завезли. Сфотографироваться рядом с такой личностью хотелось очень. И я вспомнила, что у меня в портфеле лежали яблоки. Спросившись у '' хозяина'' горы, можно ли вместо денег, покормить зверюшку и после сфотографироваться, ответ получила положительный. И с радостью побежала к Туманчику. На руку положила яблоко, а он так мягко и нежно съел его, но руку всю обслюнявить успел. Было у меня всего 2 яблока, этого ему хватило, только на 2 зуба. А после того как скушал, благодарить начал, не поверите, он целоваться полез ко мне. Такой милый оказался. Я его обнимала — он мягкий и пушистый. А '' хозяин'' горы делал кучу снимков.

Пока я здесь радовалась местным '' знаменитостям'' , в скоре уже и Макс приехал. Уставший, весь грязный, в пыли, мы сели отдохнуть на лавочку, протерли мотоцикл, умылись, освежились и дальше в путь.

С горки уже было однозначно легче, но всё же не легко. Даже умудрялись вдвоем на мотоцикле катиться с горы. Я была очень этому рада))). И тут я вижу в далеке, якобы, виднеется асфальт. Ааа — урра!! Сколько крика и восторга было от радости, прямо таки открылось второе дыхание, и мигом стала бежать в это место. Аж после всех этих испытаний, наша поездка превратилась в наслаждение, особенно когда на горизонте стало быть видно море. Мы остановились на очень классном месте, где был вид со скал, вокруг зеленушка разная пальмовая, а спереди синее-синее море, и много больших кораблей. Очень много ездили по серпантинам. В 2013 году по Крыму было мало серпантинов, ну а на Кавказе их оказалось вдоволь. И всё же хотелось уже отдохнуть, спуститься к морю, покупаться и позагорать, но съезда нигде не было.

Первый удачный и удобный съезд оказался в поселке Аше. И тут мы смогли спустится к морю. Остановились на бесплатном кемпинге, а через 10 метров был платный, но разницы у них не было никакой. Здесь мы причалили с палаткой. Провели несколько дней. Купались, ныряли, загорали, собирали ракушки, камешки, и даже в один вечер седели на берегу и смотрели в море, и тут Макс заметил вдали дельфинов. Это место находилось возле реки Аше, речка текла перпендикулярно морю, втекая в него. Она чистая и прозрачна, каждый камешек видно, а в море впадает с сильнейшим напором. Мне захотелось лечь в это место, и как на аттракционе, влиться в море. Вау, мне понравилось, повторяла ещё не один раз. И в один из таких случаев, спереди меня, в море по течению плыла маленькая змея, я от нее была в полуметра, и мне пришлось в таком течении тормозить руками, напугалась немножко, а змейку стало жалко, она была напугана больше меня.

В один момент мы устали от однообразности, и решили поехать дальше. Проезжали Сочи, город очень новый, если судить по постройкам и дорогам. Ведь совсем недавно была олимпиада, и всё вокруг напоминало об этом — плакаты, фонари, статуи. И вот с одной статуей был очень курьезный момент — ещё не доехав к Сочи, на очень крутом повороте, стояла статуя в виде бегущей девушки, и если резко поднять голову, прямо около неё — можно потерять равновесие от испуга, ведь кажется, что человек в таком самом опасном месте бежит прям на дорогу. Не понятно зачем её там установили. Статуя красивая, яркая и выразительная, но очень опасная и неожиданная! И за этим же поворотом оказалось неописуемое местечко — это была маленькая стоянка (чтобы успокоиться после испуга), с парапетами на очень большой высоте, а внизу, весь на ладони, город. Классно!

Ну вот мы уже и доехали до границы. Её пройти для нас оказалось проще простого. Спросили есть ли паспорт, одним глазком глянули и поехали. И как только подъехали к первому магазинчику перекусить, я почувствовала очень яркий запах, он был везде — это, как нам сказали, цвела жасмин. В этом магазине мы купили карту страны, но она оказалась бесполезной, что даже сами жители не могли разобраться в ней. К нам подъехала машина местных ребят, они нам рассказали куда стоит прокатиться, а куда лучше и не соваться.

По дороге часто видели деревья мандаринов, правда ещё зеленых. Первым делом мы проезжали Гагры, и следовали на озеро Рица, но к нему путь не близок. По пути красовались обалденной природой, по краям дороги цветут большие кусты с розовыми и желтыми цветами, красота. Еще мы заехали на красивый мост над мелководной речкой и встретили на нём бабушку со своим внуком. Мы спрашивали у них дорогу, а они спрашивали от куда едем мы, и начали спорить с нами и не верить, что как так мы оказались в этом месте с Казахстана.

Места уже начинались с удивительной красотой, горы такие, что голова кругом. И всегда ехали в ущельях, или в туннелях. А дальше мы видим проходную, для того чтобы проехать к озеру нужно было заплатить за вход. Это оказалось огромная территория заповедной зоны. И первой достопримечательностью был водопад '' Девичьи слезы'' - он расположен в самом начале дороги к озеру Рица, на берегу реки Бзыбь, прямо возле дороги. Питают водопад ручьи, что стекают с расположенных выше альпийских лугов. Вода в водопаде кристально чистая, как слеза. С этим водопадом связана очень красивая легенда о любви: совсем неподалеку от водопада жила семья пастухов и была у них дочь. Девушка необычайной красоты. Ходила она высоко в горы пасти овец. Там она встретила горного духа и они полюбили друг друга. И все бы хорошо, но злая волшебница не могла допустить любви между смертной и духом. Она поклялась погубить девушку. Используя свою волшебную силу, она подняла девушку над скалами и пригрозила сбросить вниз, если та не отречется от своей любви. Девушка взмолилась, она просила пощадить её жизнь и любовь. Но злая волшебница была непреклонна. Тогда из глаз красавицы вдруг хлынули слезы, горькие слезы утраченной любви, и над ущельем и кручами зазвенел голос девушки: '' Пускай умру я, но не забудешь ты моих слез. И много тысячелетий будут литься они с этого горного уступа. Во веки веков не знать тебе покоя за погубленную нашу любовь'' . С тех давних пор, образовавшийся в горах водопад, напоминает всем про пролитые, прекрасной девушкой, горькие слезы.
По местным поверьям, если здесь загадать желание и завязать узелком лоскуток своей одежды - то оно сбудется непременно. И поэтому, все приехавшие в это место увешивают водопад множеством разноцветных ленточек, или платочков, выглядит это очень ярко и красочно.
Следующей яркой достопримечательностью было Голубое озеро. Оно очень маленькое, но для своих размеров очень глубокое — при площади всего в 200 кв. м его глубина составляет 25-76 метров. А изюминкой озера является — его такой яркий зеленоватый цвет, который получается благодаря свечению подводного камня лазурита. Все желают сфотографироваться на его фоне. А с другой стороны, через дорогу — водопад '' влюбленных'' , впадающий в реку, и рядам растёт очень вкусная слива. Возле озера мы провели примерно час. Прошлись по маленькому рынку с прилавками, на котором продают и сладости и фрукты, одним из которых было '' Адамово яблоко'' - необычный фрукт, если его есть в таком виде как он лежит на прилавках, то можно отравиться, ядовитое (это нам так рассказали), а используют его исключительно в медицине. На рынке мы купили гранатовый сок в пол литровой бутылке. Он был очень вкусный, настоящий гранатовый сок, очень концентрированный, что мы его ещё длительное время разбавляли в родниковой воде. А вода в этих местах легко доступна, ведь много мест есть, где прямо со скал текут маленькие ручейки, или большие водопада. Вода чистая и прозрачная.
Следующим местом для остановки был водопад '' Мужские слезы'' - на удивление он был гораздо больше, чем '' Женские слезы'' . Расположен он тоже по дороге на озеро Рица, всего в нескольких километрах от Голубого озера. Здесь тоже можно увидеть привязанные ленты, но их тут значительно меньше. Возможно из-за того, что мужчины не показывают своих слез.
После всех этих красивейших мест нам хотелось скупнутся в речке. Нашли мы хорошенькое местечко. Вода оказалось на столько ледяной, что я даже бы и ногу не засунула. Но Макс полез поплавать, и моментом вылез неё. Течение сумасшедшей силы, да ещё и большая глубина. Отогревшись, отдохнув немного, мы поехали дальше.
Места такие, что каждый метр хочется запечатлить — это горы в небо, это узкие и высокие ущелья, это растительность — все очень красиво. И на одном из просторных площадок меж горами, мы познакомились с парнем и девушкой, они тоже катались на мотоцикле. Мы с ними долго разговаривали. И даже встречались ещё не раз на своём пути.
В этой стране люди зарабатывают как могут: сдают машины высокой проходимости на прокат, чтобы подыматься на вершины к большим водопадам (куда нам на нашем мотоцикле так и не удалось доехать); сдают кемпинг; продают всякие разные фрукты, бижутерию, магнитики; лошадок водят и даже сов. Вот к нам и подошли двое парней с совами на руках и говорили '' Сделай фото '' - а эти совушки такие бедные, на улице день, а они спят. Ну какое фото? Я погладила их легонько, но тревожить не хотела.

Следующим нашим пунктом остановки было озеро Рица — расположено на высоте 950 м над уровнем моря. С высоты дороги, по которой мы ехали, оно на столько красиво смотрелось, что мы восхищались ещё им достаточно долго. Находится оно, как бы, в яме, потому что горы, окружающие озеро, имеют высоту 2200-3200 метров, полностью усыпанные зеленью. Ну и совсем рядом находилась одна из легендарных дач Сталина. По дороге к ней проливался ещё один водопад, возле него столько было людей, они все состояли в очереди на фотографирование. Мы не хотели столько времени ожидать, и тем более постоять здесь стояло 50 рублей.
По приезду к даче, первое что нас приветствовало, так это огромные ворота, с двумя большими звездами на обеих половинках, толщина ворот примерно 10 см, мощные такие. Вход на дачу платный. На её территории находиться и отель для отдыхающих, и кафешка, в которой мы кушали, и в ней же мы встретили опять ту же парочку на мотоцикле, а немножко позже ещё одну — путешественников на велосипедах. Они прилетают на самолетах, пересаживаются на велосипеды и катаются. Классные ребятки. А с парочкой мотоциклистов мы вместе кушали в этой кафешке. В то время пока Макс ходил заказывать кушать, я разговаривала с местными работниками — это женщина, она продавала сувениры и карты, и мужчина, он охранник дачи. Этот самый мужчина очень сильно уговаривал, чтобы я с ним сфотографировалась. Я так и не поняла для чего это было так важно. Он в один момент мне напомнил мужчину, который '' хозяин'' горы на Шаумянском перевале.
Кафе, в котором мы кушали, оказалось изумительным местом, шикарнее не найти. Столики на открытом воздухе, площадка которых была на весу — над самим озером, огражденная заборчиком. Мы заказали у них очень вкусный шашлык, пальчики оближешь. Когда подкрепились пошли гулять по даче.
С точки зрения человека, преследуемого параноидальными страхами и мыслями, дача на озере Рица расположена просто идеально. Дом, выкрашенный в зелёный цвет, утопает в зеленой листве, поэтому его невозможно разглядеть с высоты самолета. С суши дачу увидеть тоже не получится: густые заросли лип надежно закрывают обзор с противоположной стороны озера. И как нам рассказал экскурсовод, дача была в несколько рядов обнесена колючей проволокой и ежеминутно находилась под наблюдением 300 бдительных охранников. В доме было несколько спален, кинозал, зал для приёмов с большим столом, все они были обставлены достаточно просто и без изысков, мебель была изготовлена из дерева. Впечатляют и просторные ванные комнаты. Спальни на Сталинской даче имели схожую планировку и даже меблированы были одинаково. Кроватки были маленькими, ведь рост Сталина был очень маленьким, всего 160 см, меньше чем у меня даже. Но на фотографиях этого никто бы не заметил, ведь фото делались очень грамотно, чтобы никто этого не заметил. Сталин имел обычай, не просто спать в разных спальнях, но даже мог за одну ночь из одной переходить в другую, это всё для того чтобы даже охранна не знала, где именно он находился. Также была комната с бильярдным столом и черным роялем. Мебель оббита во всех комнатах одним материалом, зеленоватого цвета. И самое главное, в доме не было ни одного рабочего кабинета. Ведь эта дача была построена исключительно для отдыха, но не смотря на всё это, её он посетил всего 5 раз. А за домом был маленький фонтанчик, и весь вид на Рицу, с причалом.
Оценив всю продуманность постройка, мы покатились обратно, для поиска ночлега. И когда проезжали возле водопада, за который 50 рублей взымали, мы не упустили возможности остановиться здесь. В это время уже все разошлись, денег было некому давать. Это был большой и высокий водопад, на нем стояло большое сердечко с разноцветными ленточками, а совсем неподалеку мы нашли место для ночлега, это был платный кемпинг — находится на самом берегу озера. Место для палатки мы выбрали шикарное, в 2-х метрах была речка маленькая с большим шумом впадающая в само озеро, над нами были высоченные сосны и очень свежий воздух.
У парней, держащих этот кемпинг, нам удалось зарядить батарею на фотоаппарат, а ещё у них была их личная лошадка, и мы договорились с ними на следующий день, чтобы я покаталась на ней. Я очень люблю лошадей. Но сложилось так, что лошадкой для меня был наш мотоцикл, и мы очень рано уехали, не застав их.
Зато в этот '' Рицовский'' вечер на кемпинге мы встретили наших знакомых велосипедистов, они тоже остановились здесь на ночевку. С ними мы чай пили и наблюдали за светлячками, их было неисчислимое количество, они и ползали, и летали, одного даже словили, чтобы рассмотреть, но после отпустили, мне было интересно как он выглядит. Ребят звали Алёнка и Август, с ними мы болтали ещё долго, пока уж совсем не стемнело. Поспали хорошенечко, под звуки журчащей воды.
На утро даже чуточку покупались в озере, вода там не горячая, потому что даже в самые жаркие дни лета вода нагревается максимум до 17 градусов, ну а ранним утром, она наверное была градусов 10. После покушали и поехали, попрощавшись с ребятками.
Едим мы дальше по Абхазии, в Сухум. По пути к нему у нас на дороге всегда попадались или лежачие или стоячие по средине дороги коровки. Остановки оформлены очень своеобразно — в виде ракушек, выложенных из мелких камушек, как с мультиков. Дорога пролаживается очень близко к морю. Обочины украшены разномастными экзотическими пальмами и кустами, только бананов не хватает.
В Сухум мы приехали. Сухум - это столица частично признанной республики Абхазия. Удивила столица своими нелюдными улицами, а за территорией центра города совсем нету никакой жизни, ведь там даже дома не заселены, а некоторые и совсем разрушенные и заброшенные. Но в самом центре архитектура красивая и своеобразная, а вот то что касается внегородской жизни, а точнее горной и природной, так это не сравнить ни чем, это и свежий воздух, и мягкая травка под палаткой, и чистые родниковые воды и ещё одно из таких мест мы очень хотели посетить — это село Черниговка. О нём нам рассказывали, то что это должен был быть сон наяву, или настоящая сказочная местность. Но нам не удалось осилить эту сложную дорогу на спорт-туристе. Дорога на Кавказе нам далась легче. И мы не стали мучать мотоцикл и просто развернулись обратно. Конечно это немного расстроило нас, но мотоцикл был важнее, нам ведь на нём домой ещё ехать. А сюда мы еще вернемся обязательно. Но то что мы попытались проехать хоть чуточку, нам это принесло тоже пользы не абы какой. Мы нарвали себе еды — яблок, слив красных и желтых. И ели их целых два дня.
Все что мы могли увидеть в этой стране, мы увидели. Абхазия — красивейшая, для отдыха, страна, со своими шикарными морскими просторами, субтропической растительностью, бурными реками и вершинами Большого Кавказа, которые придают Абхазии исключительную живописность, со своими вечно снежными вершинами на высоте 2700 — 3000 м. А основным занятиями местных жителей — является одна из основ всей экономики Абхазии, это развитие их пляжного и горного туризма.
Проезд границы в Россию, нам было уже не так просто, как при въезде. У нас требовали не только паспорта, но и регистрацию в этой стране. Но какая регистрация на полтора дня? Он или смеялся над нами или просто пошутил, но в итоге он нас отпустил. И на душе моментально стало легче.
После Абхазии мы вернулись еще раз в Аше. Нам хотелось покупаться и позагорать у моря. Дорога обратно была сложнее, шел дождь очень долго, когда усиливался, мы тормозили и пересиживали в кафе. И в одном кафе на нас ругалась женщина-продавец, за то что мы положили на стол шлемы))). Ух сердитая была. Наверное мало покупателей оказалось в её месте.
Когда дождик утихомирился, поехали дальше и, уже ближе к вечеру мы начали искать ночлег. И тут Макс вспомнил, что наши новые знакомые на велосипедах рассказывали, что в Сочи на Красной Поляне есть кемпинг, стоимостью в 500 рублей, он имел даже душ с горячей водой, в общем не просто так такая цена. И поехали именно туда.
Дорогу от Адлера к Сочи, туда и обратно, мы проехали 5 раз, так как знаки расставлены были так, что путали нас, и мы все время поворачивали не в тот поворот, а нужно было в следующий, и вынужденны были возвращаться назад. Это мы все искали ту самую Красную Поляну.
Ездить по Сочи — одно удовольствие, дороги шик, все красиво, все светиться, полиция добрая, остановила чтобы поболтать с нами. Красную Поляну мы нашли, а точнее стелу с такой надписью, дорога к этому месту была такая же классная, проезжали туннели, украшенные разноцветными гирляндами, и сама дорога по прямой была не извилистая или серпантинная, а прямая, как луч в облака. По Поляне мы кружили-кружили, никак не могли найти, даже карту взяли, чтобы посмотреть, но даже карта не знала такого кемпинга.
Спрашивали даже у рабочих на заправках, но они тоже ничего не знают. И мы бросили это гиблое дело, и уехали от туда. Тем более погода была пасмурная. Ехать было очень трудно, было поздно и видимость была плохая, а остановится было негде, ведь съезд к морю был только в Аше, вот мы туда последовали.
В дороге случился страшный момент, но только для меня, когда ехали по серпантинной дороге, уже устали очень, а особенно Макс, ведь я только сижу и кручу головой во все стороны, и тут значит я смотрю, а Макс как бы не хотел поворачивать, и я как закричу, стало страшно, потому что, спереди был железный отбойник и обрыв к морю. О ужас! Но нет, Макс не уснул, все было под контролем, я конечно так и не узнала, что он там делал.
Погода стояла всё такая же пасмурная и дождливая, и в такую же погоду мы приехали уже на пляж в Аше. Это было очень раннее утро, на кемпинге все ещё спали, а наше местечко так никто и не занял за это время. И многие, с кем мы познакомились были еще здесь. А одна из них, это замужняя пара, которые нам привозили родниковой воды.
На следующий день на кемпинге началась страшная паника, что якобы ближется страшный ураган, что в один из таких ураганов у людей даже машины сносило в море. Все кругом начали сворачивать свои палатки, отгонять машины подальше, а что делали мы? Крепления палатки обложили камнями, чтобы не сдуло, и всё))), потому что никакого урагана в итоге не было))).
В этом месте нас опять на долго не хватило, потому что мы ничего не делали, лежали бездельничали, спали, ели, купались, фотографировались, а хотелось опять ехать куда-то, расширять наше мотопутешествие, смотреть на новые места, ведь лето только в разгаре. И после парочки дней, собрали вещи и в путь.
Ехали почти по той же дороге, через город воинской славы Туапсе, ПГТ Джубга — после этого поселка мы остановились на придорожном рынке и покупали там какие то сладости, это был виноград в какой то сосиске.
Совсем рядом от рынка остановились сфотографироваться — это была вышка с надписью ''Туапсинский район'' , внизу которой были статуированные большие медведи, и рядом стояла арка, обвешенная разноцветными лентами. С самой вышки были видны красивые бугры Кавказа.
Нам нужно было вернуться к моим родственника на Кавказ, мы у них оставили половину наших вещей, чтобы было легче ездить. Да и брат нас на свой День Рождение пригласил. Но к ним мы уже не сунулись по Шаумянскому перевалу, а сделали огромный круг, больше чем в 2 раза, зато дорога как дорога. Мы поехали через Горячий ключ, дальше в Апшеронск и Хадыженск, и мы на месте. День рождения провели в веселой компании, ведь мои родственники почти все из Украины, просто по молодости переехали в Россию, Советский союз же был, и тут решили остатся.
У них мы отдохнули, выспались, Макс с братом в мотоцикле ковырялись. Через пару дней попрощались, в надежде что вернёмся ещё, и поехали дальше исследовать страны СНГ.